Фитодар

 

Живая сила природы

Композиция

gallery/l00004

Композиция (лат. Compositio — составление, связывание) это совокупность различных форм, элементов при сочетании которых достигается гармоничное единство и целостность восприятия, что максимально способствует раскрытию художественного образа. В ландшафтной композиции сохраняются все правила, существующие во всех направлениях и видах искусства:
геометрическая форма;
- величина;
- фактура;
- цвет;
- положение в пространстве.
Основная задача ландшафтной композиции показать красоту растительного мира, соединив природные и искусственные элементы окружающей среды в единую композицию, отвечающую определённому художественному образу.
Без знания основ построения композиции невозможно воплощение задуманных планов.
Ландшафтная композиция включает в себя применение всех средств ландшафтного дизайна. Она представляет собой целое искусство, которое заключается в умении располагать различные элементы ландшафта для создания эстетичной и комфортной среды обитания. Композиция ландшафта выражается так же в гармоничном расположении архитектурных форм, водоёмов, растительности, площадок для игр и отдыха и др.


Средства ландшафтного дизайна включают в себя водные ресурсы, растительность, декоративные дорожки и покрытия, различные архитектурные формы и скульптуры, коммуникации. Все эти средства служат для создания ландшафтного объекта. К пространственной среде ландшафтных объектов можно отнести поверхность земли (с растительностью, покрытием), рельеф, водные сооружения, растительность, коммуникации, малые архитектурные формы и скульптуры.

gallery/комп1

Пространство, плоскость и объём составляют объёмно пространственную композицию. При создании композиционных решений для ландшафтных объектов необходимо учитывать цвет, освещение, геометрическую форму, объём, вес, фактуру, расположение элементов в композиции.
Необходимо знать важные и основные свойства пространства: глубину, протяжённость, границу пространства (конечность и бесконечность), свойство линий (прерывистость и не прерывистость).
Создавая композиционное пространство нужно уделять особое внимание психологическому и эмоциональному влиянию на человека. Пространства могут быть очень выразительными, а могут быть и невыразительными. Здесь можно выделить несколько аспектов взаимодействия человека и пространства.
· Объективный, который зависит от размеров пространства (площади, объёма, габаритов).
· Эмоционально-психологический, который способен влиять на чувства и настроение человека (успокаивать, радовать, утомлять).
· Ассоциативный, который побуждает человеческое сознание к всевозможным ассоциациям восприятия.
· Семантический, который непосредственно связан с функциональным назначением объекта.
При создании всех видов пространства (фронтального, глубинного) нужно обязательно решать композиционные задачи.
· определить будущей стиль планировки;
· определить главные и второстепенные элементы композиции;
· определить пропорции всех ландшафтных объектов;
· определить фокусные точки и точки обзора;
· расставить главные акценты;
· применить контрасты и нюансы;
· задать ритм композиции;
· задать фон и перспективу.

gallery/комп5

При создании ландшафтной композиции, в первую очередь нужно определить приём планировки. Приём планировки можно подразделить на: ландшафтный, регулярный и смешанный.

gallery/комп2

При регулярном приёме используют геометрическую сетку с прямой линейной трассировкой дорог, партеры и цветники геометрической формы. Элементы здесь располагаются симметрично относительно композиционной оси, здание имеет доминирующее значение, применяются рядовые посадки деревьев, водоёмы имеют чёткие контуры. Регулярный приём вызывает ощущение великолепия, силы, монументальности и дисциплины. Такой регулярный план достаточно красив и понятен для восприятия. Основной его недостаток, это однообразность и монотонность.

gallery/комп3

При пейзажном приёме планировки используют свободную сетку плана. Для этого приёма характерно использование естественного рельефа, дико растущих деревьев, извилистых дорожек, свободных контуров водоёмов, которые подчёркивают естественный природный фон. Если для регулярного плана, характерен симметричный план, то для пейзажного, асимметричный план. Такой план имеет более выразительный вид, но пространственная ориентация в нём достаточно сложна.

gallery/комп6

При создании сада или парка большое внимание нужно уделить нахождению композиционных осей. Оси бывают главные и второстепенные. Осью композиции называется направленное развитие ландшафтного построения пространства. Направление движения по территории, как правило, совпадает с главной осью композиции и соединена с композиционным центром. Главная ось может представлять собой центральную аллею, которая отличается от других аллей своими размерами, более богатым ассортиментом растений, оригинальной посадкой крупногабаритных деревьев.
Второстепенные оси могут располагаться параллельно главной оси, могут пересекать её или идти под углом к ней. На территории ландшафтного объекта, дорожки и аллейки должны вести к какой-то цели, это может быть беседка, зона отдыха, павильон. Их не должно быть слишком много. Желательно, чтобы они имели плавные изгибы. Необходимо избегать появления прямых углов между дорожками.
При построении любой композиции, необходимо выявить композиционный центр и подчинить ему второстепенные объекты. Центр композиции всегда является главным объектом. В ландшафте это может быть, декоративный фонтан, скульптурная композиция, большой цветник или клумба. Центральный элемент композиции, как правило, больше второстепенных элементов по размеру, скромнее по цвету. В зависимости от творческого замысла он может располагаться в центре, но может и быть смещён в глубину сада или располагаться у центрального входа. На больших сложных ландшафтных территориях, помимо центральной композиции должны располагаться несколько второстепенных объектов, выполняющих роль активных акцентов.

gallery/комп4

Каждая ландшафтная композиция должна иметь несколько точек обзора. Точка обзора представляет собой место, с которого наилучшим образом просматривается вся территория ландшафтного объекта.
Для достижения наибольшей выразительности композиции необходимо применение фона. Фон это нечто иное, как задний план пейзажной композиции. В качестве фона в ландшафте могут быть высоко рослые деревья, заборы, здания, живые изгороди и др.


Важным композиционным фактором, также можно назвать зонирование участка. Как правило, участок можно разделить на две зоны: это главная (например, расположена от ворот до фасада здания) и второстепенная (например, для занятий спортом, отдыха). Каждый ландшафтный дизайнер должен стремиться сделать переход из одной зоны в другую более мягким и плавным. Наличие между зонами ландшафтных композиций, зрительно сглаживают имеющиеся контрасты форм и цвета.